Вышивание. Фактурно-выразительные возможности

хэд
Термином  «вышивание» определяют искусство украшать различные поверхности (ткань, войлок, кожа) при помощи иглы или крючка и всевозможных материалов, среди которых основным является нить.
Существует классификация видов вышивания  по технике исполнения: крестом,  гладью, ажурная\прорезная, узелковая, тамбурная и т.д.
В данном исследовании рассмотрение вышивки с позиции техники исполнения не представляет интерес, так как техники пересекаются, а виды вышивки взаимопроникают друг в друга.
Следовательно, предлагается акцентировать внимание на возможностях вышивания в разных техниках в создании фактурных поверхностей и проанализировать, как техника и материалы в них влияют на фактурные характеристики.

Основные техники, применяемые в современном художественном текстиле,
и выразительные возможности их фактур (продолжение) 

Вышивание

Прообраз вышивки крестом появился в первобытной культуре, когда люди соединяли шкуры животных при помощи костяных игл стежками жил, шерсти, волос, полосок кожи. Это простой вид вышивания, не отличающийся разнообразием и выразительностью фактур.
Бисерная вышивка, пример которой представлен на рисунке 23, предположительно появилась примерно тогда же, когда и сам бисер – около 3 тыс.лет до н.э. в Египте была изготовлена первая бусина. Вышивка может быть с минимальным рельефом (бисером одного размера), либо с ярко выраженным, когда используются материалы разных размеров и происхождения: бисер, жемчуг, перламутр, бусины, кабошоны, стразы и другое,  — что непосредственным образом влияет на выразительность фактуры (см. пример ниже).  Бисерная вышивка достигла своего расцвета в церковной вышивке и вышивке прет-а-порте 20-21 веков.

вышивка бисером

Вышивка бисером, В. А. Иванец (Nymphodisiac) [1]

Гладью впервые стали работать в Китае в 2-1 веке до н.э.  В данной технике применяются различные виды швов и приемов: гладь вприкреп, плоская гладь, гладь с настилом, гладь враскол, петельный шов, шов «вперед иголку» и другие. При вышивании гладью получается гладкая поверхность, стежки выполняются по форме объекта с целью усиления игры света на поверхности изделия и создания ощущения трехмерности композиции.

китайская вышивка шелком

Традиционная китайская гладь. Фабрика Сучжоу, сер.20 в. [2]

Разновидностью глади является вышивка барджелло (другие названия: флорентийская, венгерская, факельная) – популярная в 14-17 веках в Европе вышивка, стилизованно имитирующая языки пламени, полностью покрывающая полотно. Техника выполнения крайне проста и имитирует мозаику, используется только вертикальный стежок по счету нитей.

виды вышивания

Образец вышивки в технике барджелло [3]                   Образец вышивки ришелье (ажурно-прорезной) [4]

Ажурно-прорезная техника иначе называется ришелье. Некоторые исследователи относят ее к разновидности глади – в самом деле, в ришелье применяются гладевые швы, но наравне со стебельчатым, «шнурком» тамбурным, узелковым и другими [5]. Ее вариации распространились по всей Европе в 17 веке: хардангер (Норвегия), толедская (Испания), «ришелье» (Франция), швальмская (Германия).  Характерные черты поверхности, декорированной ришелье: вышивка белым по белому, сочетание гладкой поверхности ткани с выпуклой гладью и ажурными бридами — стежками с навивом, которые соединяют края вырезанных участков и придают стабильность полотну.

Золотная вышивка или вышивка золотом это обобщающее название, которое относится к виду вышивки, в котором применяются металлизированные нити, а не только золотые. Золотная вышивка появилась около двух тысяч лет назад на Среднем Востоке, а затем распространилась на запад и, достигнув Европы, заняла там прочные позиции [6, P. 7]. Изобретение золотной вышивки, которая представлена на рисунке 4, по легенде принадлежит фригийцам (запад Малой Азии), откуда распространилась в Рим и Грецию. Традиционно, золотное шитье использовалось либо для декора церковных облачений и мебели, либо в костюме королевской семьи и аристократии [6, P. 7].

Материалы, дополнительно применяемые в золотной вышивке: канитель, металлизированные нити, жемчуг, каменные бусины и кабошоны, пайетки, шнуры, трунциал, бить, бисер, шелк, хлопок, крылья жука златки, перламутр. Фактура изделий  выразительна благодаря разнообразным объемным материалам, таких как шнуры, канитель, бусины. Также используются настилы и подложки, обшивание шнуров, что придает дополнительный рельеф, контрастирующий с тканью-основой, которая в большинстве случаев не покрывается полностью вышивкой. Содержание металла в большинстве материалов придает декорированной поверхности мерцание, подчеркивающее особенности фактуры. 

В Индии существует разновидность золотной вышивки зардози, в которой применяется большое количество страз, драгоценных и полудрагоценных камней, цветной канители, и в целом вышивка более красочная и рельефная.

золотная вышивка

Примеры фактуры золотной вышивки [7], [8]

Из смешения золотной вышивки и тамбурного шва в 19 веке во Франции родилась люневильская техника вышивания, которая выполняется преимущественно по тонким прозрачным тканям специальным люневильским крючком с применением бисера, пайеток, метализированной нити, при этом вышивка находится на нижней стороне натянутой ткани, а вышивальщик видит только изнанку. По сути, это то же зардози, только не подчиненное традициям и спользуемое в высокой моде западного мира. Использование тамбурного стежка позволяет прикреплять к полотну разнообразные материалы, использовать аппликативные приемы. При декорировании изделий высокой моды (haute couture) чаще всего используется данный вид вышивания.

Or Nue (англ. nuance on gold – «нюанс на золоте») – крайне трудоемкая разновидность золотного шитья, построенная на нюансах оттенков. Суть техники заключается в том, что золотые нити накладывают на ткань параллельными рядами и прикрепляют стежками цветного шелка или хлопка, от частоты стежков зависит интенсивность цвета. Таким образом, разным участкам, шитых золотом, придавался оттенок, зависящий от цвета нити прикрепа. Появилась в 15 веке, предположительно фламандского происхождения, достигает своего расцвета в 16 и в 17 практически перестает использоваться [9, P. 1].

вышивка or nue

Образцы вышивки or nue [9], [10]

Вышивать шелковыми лентами начали во Франции при Людовике XV  во второй половине 18 века [11, С. 10]. Особенно популярна в эпоху рококо в костюме и на интерьерном текстиле. В наше время шелковые ленты часто заменяют атласными синтетическими, но от этого вышивка лентами не теряет своей выразительности. Используя разные по ширине и текстуре ленты и дополнительные материалы, можно создавать фактурно сложную поверхность вышивки.

 Sharon Boggon

Пример вышивки лентами [12]

Некоторые вышивальные швы настолько своеобразны и выразительны, что появились виды вышивки, основанные на одном шве.

Например, из группы узелковых швов, которых существует множество – рококо, жемчужный, спиральный, армянский, китайский, португальский, коралловый и так далее, — можно выделить шов рококо, как наиболее распространенный среди вышивальщиц вид стежка с навивом. Этот декоративный стежок выполняется в виде длинных стежков с навивом, которые располагаются либо параллельно ткани-основе, либо возвышаются над ней аркой. Обычно применяется для изображения растительных мотивов.   Если сравнить рисунки 29 и 30, то можно заметить, что на обоих изображены розы и ветки с листьями, но фактура поверхности вышивки (следовательно, и восприятие текстильного объекта) совершенно разная, как ввиду материалов, так и ввиду применения разных техник.

рококо вышивка

Вышивка швом рококо [13]

Шов рококо, очевидно, развился  из шва «узелок», который называется французским, но, вопреки названию, возник не во Франции, а в Китае. В 17 веке, когда с китайцами у Европы наладились торговые отношения, европейские рукодельницы попытались повторить увиденную новую технику. Но китайская техника предполагала один оборот нити вокруг иглы, французская же техника – 2 оборота и более, что делает фактуру более крупнозернистой. Со временем количество оборотов нити вокруг иглы увеличилось, образовав шов рококо, который получил распространение в 18 веке.   

9

Пример фактуры, созданной узелковым стежком [14]

Тамбурная вышивка так же основана всего на одном стежке – тамбурном. Его можно делать иглой, но традиционно используется специальный крючок с заостренным кончиком. Это вышивка непрерывной цепочкой из петель, выходящих одна из другой, как видно на рисунке 32. Точно датировать появление стежка сложно, но известно, что он применялся уже до нашей эры в вышивках Древнего Ирана, Индии, Греции, Рима. Тамбурные вышивки, найденные в Пазырыкских курганах, датируются 6-3 вв. до н.э. [15, С. 112]. Этим швом выполняются как контурные изображения, так и заполняются элементы.

11

Пример тамбурного шва. Иванец В. А. (Nymphodisiac) [1]

© Nymphodisiac (В. А. Иванец), 2016
Статья написана по материалу:
Иванец, В. А. Исследование выразительных возможностей фактуры в художественном текстиле. / В. А. Иванец. – СПб: ФГБОУВПО «СПГУТД», 2015.
Использование материалов без письменного разрешения автора запрещено.

Если у вас есть идеи или уточнения, которые помогут сделать статью более полезной и понятной, пожалуйста, пишите мне nymphodisiac@yandex.ru или в комментариях.

Вдохновляющие примеры поверхностей с фактурой,созданной  при помощи вышивки

Порядок чтения цикла статей:
1. Таинственный зверь художественный текстиль
2. Фактура в дизайне текстильных изделий ДПИ
3. Художественное ткачество. Фактурно-выразительные возможности
4. Войлоковаляние. Фактурно-выразительные возможности
5. Вязание и плетение. Фактурно-выразительные возможности
7. Вышивание. Фактурно-выразительные возможности
8. Батик. Фактурно-выразительные возможности
9. Стежка и манипуляции с тканью. Фактурно-выразительные возможности 
10. Технологический анализ фактур современного ткачества
11. Средства усиления выразительности художественной фактуры

Также вам может быть интересно:
1. Что такое бердо и что с ним делать?
2. Выбор пряжи для ткачества на берде 

  1. Nymphodisiac
  2. Бертин-Гест, Ж. Традиционная китайская вышивка. История. Техника. Мотивы. / Ж. Бертин-Гест. – М.: Кристина — новый век, 2007. — 128 с.
  3. Bargello
  4.  French Table Linen
  5. Вышивка ришелье. // Burda: Рукоделие. — М.: Внешсигма, 1998 —  61 с.
  6.  Brown, M.  Goldwork Embroidery: Designs and Projects. / M. Brown. — Binda: Sally Milner Publishing, 2007. —  208 p.
  7. Drool-Worthy Weekly: Embroidery unlike anything I’ve seen
  8. Древнее искусство вышивки Зардози
  9. Zimmerman, J. D. The Fascinating Medieval Embroidery: Technique of Or Nue / J. D. Zimmerman.  – J.D. Zimmerman, 2008. — 10 p.
  10. Goldwork Rose
  11.  Чотти, Д. Энциклопедия: Вышивка шёлковыми лентами. / Д. Чотти. – М. : АСТ-Пресс, 2001. – 155 с.
  12.  Sharon Boggon. Plays With Needle
  13. Юлия Милокумова
  14. Kerri-Jo Fehr. French Knots Embroidered Color Progression Hoop
  15. Руденко, С. И. Пятый Пазырыкский курган. //  КСИИМК. Вып. XXXVII. — М.-Л.: 1951. С. 106-116.
  16. Мастерская Франсуа Лесажа

 

Теги: , , , ,