Вязание и плетение. Фактурно-выразительные возможности
Вязание – технология формирования устойчивой структуры на основе петли из непрерывной нити; как техника вязание относится к видам плетения.
Плетение, в свою очередь, это способ изготовления более жестких конструкций и материалов из менее прочных.
Как и ниже упомянутые ткачество и войлоковаляние, эти техники тоже подчиняют себе самые разные пластичные материалы. Одни художники берут для своего творчества из текстиля материалы и техники, а некоторые только техники. Таким образом, для вязания и плетения помимо традиционных материалов сегодня используется проволока, пластик, полиэтилен и другие нетекстильные материалы.
Основные техники, применяемые в современном художественном текстиле,
и выразительные возможности их фактур (продолжение)
Вязание и плетение
Вязание на спицах в традиционном виде предоставляет возможность «поднимать рельеф» из полотна. Примером могут послужить различные жгуты, косы, шарики и прочие выпуклые узоры.
Примеры фактур, созданных в технике вязания на спицах
Как и в других областях текстиля, в художественном вязании наблюдаются тенденции нарочитой рукотворности и нарушения структуры полотна. Техника подвергается экспериментам, среди которых намеренное вязание инструментами, размер которых не соответствует используемому материалу.
Например, брэнд Rodarte, за которым скрываются Кейт и Лаура Малливи, в 2013 году представил коллекцию, большую часть которой составили вязаные вещи с ярко выраженным нарушением структуры, характерной для традиционного вязаного полотна.
Изделия из коллекции Rodarte 2013 года [1]
Вязание крючком считается более простой техникой, чем вязание на спицах, но имеет одно преимущество: с помощью крючка можно вязать по кругу, что часто используется для создания округлых модулей, после чего их собирают в единое полотно.
В концептуальном костюме широко используется использование гипертрофированных вязаных структур, представленных на фотографиях ниже, которые получаются при вязании толстыми материалами: многократно сложенной пряжей, лентами неспряденной шерсти, заранее связанными жгутами и так далее.
Примеры фактуры изделий, связанных из толстых материалов [2].
Сочетание техник вязания на спицах и крючком дает возможность создать более сложные по конструкции и форме изделия. Примером может послужить техника фриформ (англ. free form – свободная форма»). Наиболее известной художницей, работающей в ней, является австралийка Пруденс Мэпстоун (Prudence Mapstone). Это относительно новый стиль вязания, техника которого не нова.
При подробном рассмотрении и анализе изделий фриформ становится очевидным, что данная техника в корне не нова и базируется на ирландском вязаном кружеве. Суть последнего заключается в том, что из белых нитей растительного состава крючком вяжутся отдельные элементы, которые затем собираются в полотно при помощи сетки.
Примеры вязаного крючком ирландского кружева [3]
Однако, путем анализа изделий, выполненных в технике фриформ, можно выявить следующие их характерные черты:
1) полотно состоит из отдельно связанных композиционных фрагментов, которые называются скрамблии (англ. scrumble – свалка, драка). Они могут быть связаны безотрывно, либо собраны из предварительно связанных элементов;
2) при вязании в технике фриформ часто используется пряжа, контрастная по фактуре, составу и цвету, а также вспомогательные материалы: мех, кружево, ленты, кожа, бусины;
3) сочетание в одном изделии многих текстильных техник: вязание спицами и крючком, плетение макраме, вязание на вилке.
Примеры фактурных проектов, выполненных в технике фриформ [4], [5], [6]
Благодаря большому спектру возможностей в создании рельефной фактуры и простоте соединения в изделии различных материалов, фриформ широко используется для создания интерьерных объектов, одежды и аксессуаров.
Плетение применяется в современном художественном текстиле для создания настенных панно, мебели, одежды, декоративных и концептуальных объектов. Как и в ткачестве и вязании, часто выразительность увеличивается посредством материалов. Что касается плетения, то наблюдаются тенденции создания гипертрофированных структур из толстых шнуров и структур из нарочито синтетических материалов: проводов, пластиковых трубок, — что несомненно влияет на характер поверхности изделия.
© Nymphodisiac (В. А. Иванец), 2016
Статья написана по материалу:
Иванец, В. А. Исследование выразительных возможностей фактуры в художественном текстиле. / В. А. Иванец. – СПб: ФГБОУВПО «СПГУТД», 2015.
Использование материалов без письменного разрешения автора запрещено.
Настенное панно, выполненное в технике макраме [7]
Примеры структур с ярко выраженной фактурной поверхностью, выполненных в технике вязания и плетения
4. Freeform Scarf by Cecile Meraglia
5. The Coral Garden Hat by Helle Jorgensen
6. Freeform Fiber Chair by Vhalcrow
Теги: вязание, исследование, образование, плетение, пряжа, текстиль, фактура