Вязание и плетение. Фактурно-выразительные возможности

вязание и плетение

Вязание – технология формирования устойчивой структуры на основе петли из непрерывной нити; как техника вязание относится  к видам плетения.
Плетение, в свою очередь, это способ изготовления более жестких конструкций и материалов из менее прочных.
Как и ниже упомянутые ткачество и войлоковаляние, эти техники тоже подчиняют себе самые разные пластичные материалы. Одни художники берут для своего творчества из текстиля материалы и техники, а некоторые только техники. Таким образом, для вязания и плетения помимо традиционных материалов сегодня используется проволока, пластик, полиэтилен и другие нетекстильные материалы.


Основные техники, применяемые в современном художественном текстиле,
и выразительные возможности их фактур (продолжение) 

Вязание и плетение

Вязание на спицах в традиционном виде предоставляет возможность «поднимать рельеф» из полотна. Примером могут послужить различные жгуты, косы, шарики и прочие выпуклые узоры.

вяз8

 Примеры фактур, созданных в технике вязания на спицах

Как и в других областях текстиля, в художественном вязании наблюдаются тенденции нарочитой рукотворности и нарушения структуры полотна. Техника подвергается экспериментам, среди которых намеренное вязание инструментами, размер которых не соответствует используемому материалу.

Например, брэнд Rodarte, за которым скрываются Кейт и Лаура Малливи, в 2013 году представил коллекцию, большую часть которой составили вязаные вещи с ярко выраженным нарушением структуры, характерной для традиционного вязаного полотна.

вязание

 Изделия из коллекции Rodarte 2013 года [1]

Вязание крючком считается более простой техникой, чем вязание на спицах, но имеет одно преимущество: с помощью крючка можно вязать по кругу, что часто используется для создания округлых модулей, после чего их собирают в единое полотно.

В концептуальном костюме широко используется использование гипертрофированных вязаных структур, представленных на фотографиях ниже, которые получаются при вязании толстыми материалами: многократно сложенной пряжей, лентами неспряденной шерсти, заранее связанными жгутами и так далее.

ВЯЗ2

Примеры фактуры изделий, связанных из толстых материалов [2].

Сочетание техник вязания на спицах и крючком дает возможность создать более сложные по конструкции и форме изделия. Примером может послужить техника фриформ (англ. free form – свободная форма»). Наиболее известной художницей, работающей в ней,  является австралийка Пруденс Мэпстоун (Prudence Mapstone). Это относительно новый стиль вязания, техника  которого не нова.

При подробном рассмотрении и анализе изделий фриформ становится очевидным, что данная техника в корне не нова и базируется на ирландском вязаном кружеве. Суть последнего заключается в том, что из белых нитей растительного состава крючком вяжутся отдельные элементы, которые затем собираются в полотно при помощи сетки. 

ирландское кружево

Примеры вязаного крючком ирландского кружева [3]

Однако, путем анализа изделий, выполненных в технике фриформ, можно выявить следующие их характерные черты:

1) полотно состоит из отдельно связанных композиционных фрагментов, которые называются скрамблии (англ. scrumble – свалка, драка). Они могут быть связаны безотрывно, либо собраны из предварительно связанных элементов;

2)  при вязании в технике фриформ часто используется пряжа, контрастная по фактуре, составу и цвету, а также вспомогательные материалы: мех, кружево, ленты, кожа, бусины;

3) сочетание в одном изделии многих текстильных техник: вязание спицами и крючком, плетение макраме, вязание на вилке.

 вяз4

Примеры фактурных проектов, выполненных в технике фриформ [4], [5], [6]

Благодаря большому спектру возможностей в создании рельефной фактуры и простоте соединения в изделии различных материалов, фриформ широко используется для создания интерьерных объектов, одежды и аксессуаров.

Плетение применяется в современном художественном текстиле для создания настенных панно, мебели, одежды, декоративных и концептуальных объектов. Как и в ткачестве и вязании, часто выразительность увеличивается посредством материалов. Что касается плетения, то наблюдаются тенденции создания гипертрофированных структур из толстых шнуров и структур из нарочито синтетических материалов: проводов, пластиковых трубок, — что несомненно влияет на характер поверхности изделия.   

© Nymphodisiac (В. А. Иванец), 2016
Статья написана по материалу:
Иванец, В. А. Исследование выразительных возможностей фактуры в художественном текстиле. / В. А. Иванец. – СПб: ФГБОУВПО «СПГУТД», 2015.
Использование материалов без письменного разрешения автора запрещено.

вяз6

Настенное панно, выполненное в технике макраме [7]

Примеры структур с ярко выраженной фактурной поверхностью, выполненных в технике вязания и плетения

1. Designer Crochet: Rodarte

2. Jillian Carrozza

3. Ирландское кружево 

4. Freeform Scarf by Cecile Meraglia

5. The Coral Garden Hat by Helle Jorgensen

6. Freeform Fiber Chair by Vhalcrow

7. Something Southern

Теги: , , , , , ,