Выбор пряжи для ткачества на берде

пряжа для ткачества

Меня часто спрашивают о пряже: какую я использую для ткачества шарфов на берде.  
В принципе,  в ткачестве можно использовать любую пряжу: все зависит от вашей идеи и техники исполнения. Поэтому рекомендации условны: например, то, что прекрасно для концептуального панно или занавески, может совсем не подходить для тканого утилитарного изделия вроде шарфа или наволочки. В этой статье речь пойдет о том, какую пряжу я рекомендую для ткачества шарфов на берде и почему. 

Какую пряжу выбрать?

  • Шерстяную, так как волокна шерсти, спряденные в нить и скрученные в пряжу, своими кончиками «цепляются» друг за друга в изделии, что вязаном, что тканом. Синтетические волокна в составе шерстяной пряжи увеличивают износостойкость изделия, но все же я стараюсь не использовать пряжу, в которой синтетики больше половины. Пряжа из растительных волокон гладкая и скользящая, она не имеет таких ворсинок как у шерстяной, за счет которых осуществлялось бы сцепление. 
          А почему в данном случае этот фактор важен? Потому что при художественном ткачестве на берде структура полотна не такая плотная, как при создании ткани на станке, так как частота заправки нитей основы гораздо ниже, и если нити будут скользкими (например льняными или вискозными), можно легко нарушить структуру полотна, просто раздвинув нити пальцами. Для утилитарного изделия это недопустимо, такой шарф быстро потеряет свой первоначальный вид и будут выглядеть неопрятно. Если ткать из очень тонкой шерсти на берде, последствия будут похожими. 
  • Средней толщины для основных нитей и средние или толстые нити для утка: если вы будете использовать тонкую пряжу, вам будет тяжело ткать равномерно, а также большие промежутки между нитями основы будут оставлять им возможность смещаться, из-за чего структура вашего ткачества не будет регулярной и аккуратной. Чем она будет толще, тем плотнее будет полотно, без промежутков между основными и уточными нитями: шарф будет меньше продуваться ветром, нити не будут «ездить», а находиться на своем месте. Также толстая пряжа выявляет фактуру, что не может не радовать сердце тактильных маньяков вроде меня. 

  • Следует обращать внимание на крутку пряжи и то, как сильно она тянется. Известно, что для вязания лучше использовать «пружинистую пряжу». А для ткачества нашего шарфа лучше выбирать практически не тянущуюся пряжу слабой крутки и для основы, и для утка.
          Для основы – потому что если нити будут упругие и сильно растягиваться, то в натянутом состоянии (во время ткачества) все будет выглядеть одним образом, а когда вы срежете изделие, оно как бы «сожмется», припосадится вдоль. Мало того, что это может испортить вид изделия, также изменится его длина. 
          Для поперечных нитей использование сильно тянущихся, сильно крученых нитей чревато тем, что они утянут полотно, даже если вы будете прокладывать нить в зев с запасом на усадку. Это особенно опасно, если вы используете много разной пряжи в утке: какая-то не будет утягивать, какая-то будет, а какая-то будет это делать очень сильно, и в итоге вы получите волнистые продольные края изделий. 

Таким образом, для того, чтобы соткать теплый, аккуратный и ноский шарф на берде, нужна пряжа: шерстяная, средней толщины, слабой крутки. 

Обратите внимание на то, что можно использовать и тонкую пряжу, но в несколько сложений. Например, заправить по две или по три в каждое отверстие бердышка и ткать также в несколько сложений. Такие шарфы по-своему интересны, отличаются менее выраженной фактурой от тканых из толстой пряжи и более мягкие, легче драпируются.

Также вам может быть интересно:
1. Что такое бердо и что с ним делать?
2. Художественное ткачество. Фактурно-выразительные возможности

© Nymphodisiac (В. А. Иванец), 2016

пряжа для ткачества

Теги: , , , ,