Художественное ткачество. Фактурно-выразительные возможности

художественное ткачество 
Ткачество – создание устойчивой структуры текстиля путем переплетения основных и уточных нитей. Выполняется на раме, станке, берде, на ниту и дощечках – инструменты выбираются в соответствии с замыслом ткача. 
Существуют различные ткацкие переплетения, от которых зависит характер поверхности изделия. 

Основные техники, применяемые в современном художественном текстиле,
и выразительные возможности их фактур

Ткачество

1Основные ткацкие переплетения: а) полотняное; б) саржевое; в) сатиновое; г) атласное.

Полотняное переплетение является базовым в ткачестве. Оно позволяет использовать в ткачестве самые разные материалы: ветки, проволоку, перья, древесную кору, цветы и травы, полоски металла и кожи, лоскут, бумагу, мех и т.д. – гораздо больший ряд материалов, чем можно использовать при создании полотна в технике вязания или войлоковаляния. Об этом явлении пишет художник по текстилю Софья Хабибуллина: «Технологические  инновации  в  ткачестве представлены  включением  в  поверхность ткачества  как  нетрадиционных  материалов  –  металлических  пластин,  стеклянных палочек,  бамбука,  перфорированных  сеток, так  и  применением  элементов  декоративно-прикладного искусства. Небольшие плакетки  самых  различных  конфигураций выполненных  в  техниках  горячей  и  холодной эмали, объемные и плоскостные элементы из глины, фарфора,  стекла.  Включаются  в  композиционную структуру ткачества витражные и керамические элементы»  [1].

stat3aа

Использование нетекстильных материалов в полотняном ткачестве, Nymphodisiac (В. А. Иванец)

Современный художник по текстилю Наталья Цветкова, преподаватель в СПГХПА им. А.Л. Штиглица, создает в технике ручного ткачества экспериментальные ткани, выставочные арт-объекты и палантины. Среди применяемых ею материалов: пряжа растительного и животного происхождения, моноволокно (одиночное химическое волокно непрерывной длины),  металлическая нить, леска, лоскут и другое.

stat4hh

Н.Цветкова. Ткань «Следы зимы», фрагменты.  Мононить,  хлопок, лен. 2001 [2]

Неоднородность полотна, тканого из синтетических материалов, обычно выглядит неаккуратно и кажется дефектом, но Н.Цветкова делает это специальным эффектом, создающим особую фактуру. Натуральное волокно имеет микроскопические крючки, которые способствуют сцеплению нитей между собой и образованию устойчивой структуры. Синтетическое волокно свободно скользит, не имея возможности сцепиться, благодаря чему получается эффект неоднородности и «текучести» структуры полотна.

Ткачество пользуется большой популярностью среди художников по текстилю благодаря удобству введения в полотно практически любых материалов, возможности легкого сочетания натуральных материалов с синтетическими и искусственными (например, мононить и лен), первичных с вторичными (нить в сочетании с тканым лоскутом),  традиционных для ткачества и нет (лен и бумага, шерсть и лыко, др.).

Например, если  использовать пучки шерсти для валяния в качестве утка и укладывать ее петлями, возвышающимися над нитями основы, получается крупнозернистая мягкая фактура, внешне напоминающая мыльные пузыри. При этом от интенсивности использования этого приема зависит и интенсивность фактуры.

stat4dТри образца, в которых в утке использовалась шерсть для валяния. Maryanne Moodie [3]

Еще одним приемом, создающим выразительную фактуру, является ворсовое ткачество. Лицевая поверхность таких изделий состоит из концов пряжи, получающихся от обвязывания ей двух очередных нитей основы и закрепления ворса на основе в виде узла [22]. Традиционно в этой технике ворсовой нитью служила шерстяная пряжа,  но современные ткачи используют хлопок, лен, вискозу и синтетические материалы, а также произвольно увеличивают длину ворса.

stat4fg

Пример фактуры ворсового ткачества. Maryanne Moodie [3]

Существуют ткацкие переплетения и многоремизное ткачество, которые достаточно декоративны и создают выразительную фактуру сами по себе, без привлечения необычных материалов, как в полотняном ткачестве. На рисунке ниже представлен образец, сотканный толстой шерстяной пряжей с применением саржевого переплетения, что придало фактуре рельефность.


stat4

Образец саржевого переплетения. Nymphodisiac (В. А. Иванец)

Готовое изделие ручного ткачества иногда подвергают обработке краской либо для окрашивания (например, анилиновыми или природными красителями),  либо для создания фактуры (например, акриловыми красками). Последнее может осуществляться в виде свободной росписи кистью, при помощи трафаретов или штампов: «Печать  выступает  в  роли декорирующей фактуры поверхности гобелена  или  имитирует  шпалерное  ткачество,  где необходима тонкая деталировка изображения» [1].

Если у вас есть идеи или уточнения, которые помогут сделать статью более полезной и понятной, пожалуйста, пишите мне nymphodisiac@yandex.ru или в комментариях.

Примеры фактур и структур, выполненных в технике ткачества

Порядок чтения цикла статей:
1. Таинственный зверь художественный текстиль
2. Фактура в дизайне текстильных изделий ДПИ
3. Художественное ткачество. Фактурно-выразительные возможности
4. Войлоковаляние. Фактурно-выразительные возможности
5. Вязание и плетение. Фактурно-выразительные возможности
7. Вышивание. Фактурно-выразительные возможности
8. Батик. Фактурно-выразительные возможности
9. Стежка и манипуляции с тканью. Фактурно-выразительные возможности 
10. Технологический анализ фактур современного ткачества
11. Средства усиления выразительности художественной фактуры

Также вам может быть интересно:
1. Что такое бердо и что с ним делать?
2. Выбор пряжи для ткачества на берде 

© Nymphodisiac (В. А. Иванец), 2016
Статья написана по материалу:
Иванец, В. А. Исследование выразительных возможностей фактуры в художественном текстиле. / В. А. Иванец. – СПб: ФГБОУВПО «СПГУТД», 2015.
Использование материалов без письменного разрешения автора запрещено.

 

  1. Хабибуллина, С.К. Анализ современных тенденций развития авторского текстильного панно // Вестник Челябинского государственного университета. – Челябинск: ГОУ ВПО ЧГУ, 2009. — № 39. – С. 165-169.
  2. Rusart. Художник Наталия Цветкова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusart.ru/gal/view.avt=13&genre=&paint=56&per_page=8&quality=3&sec=d3&sort_avt=weight&sort_prev=weight&type=avt (дата обращения: 20.04.15).
  3. Maryanne Moodie

 

Теги: , , , ,