Технологический анализ фактур современного художественного ткачества
Традиционные технологии и объекты традиционного текстиля в сочетании с практической экспериментальной работой являются основой для развития современного творческого процесса.
Первое, что становится видно при анализе и сравнении фактур традиционного и современного художественного текстиля – преемственность и довольно строгое следование традиции первого и полная свобода выражения второго, однако существует и компромиссные варианты.
Традиционный текстиль появился на свет и существовал тысячелетия либо с утилитарной целью защитить и обогреть, либо сыграть отведенную роль в ритуале. Утилитарный был максимально функционален, удобен в использовании (крепок, пластичен). Второй же нес в своем орнаменте или структуре семантический смысл, необходимый для совершения тех или иных обрядов – естественно, в этом случае цвет, узор и структура диктуются традицией, и изделие имеет малую долю индивидуальности мастера.
Концептуальный текстиль пока не имеет четкого определения как явление новое и развивающееся, а не относительно законченный процесс, который можно подвергнуть анализу. При попытке исследования этого явления возможна так называемая аберрация близости – появления ошибок и погрешностей в анализе явления, не отделенного от наблюдателя достаточным промежутком времени [1].
Однако суть данного явления выявить можно, и заключается она во взгляде на рукотворчество, противоположном традиционному: минимум преемственности, неследование стилю, обостренное стремление создать нечто новое, передать самые сложные чувства, понятия, явления через пластику и фактуру текстиля.
Традиционный текстиль проявляется в виде функционально нужных предметов, представляя предметы декоративно-прикладного искусства в чистом виде. В свою очередь, концептуальное направление текстильного искусства имеет своей целью создание некого художественного образа и часто утрачивает утилитарные свойства, прекращаясь в сугубо декоративный либо концептуальный предмет.
Отрицание предшествующего кратковременно, и, что касается текстиля, возможно лишь в применении современных материалов, смешении техник, использовании нетипичных для традиции и эпатирующих образов. В целом же, технологии, а часто и используемые материалы остаются неизменны. Современный гобелен может образно отражать нечто актуальное, характерное только для 21 века, но быть сотканным, тем не менее, из шерсти и хлопка и по технологии, не менявшейся уже не одно тысячелетие.
Согласно проведенному анализу объектов современного художественного текстиля и исследований на эту тему, художественная фактура в последние десятилетия становится все более используемым инструментом.
Предлагаю проанализировать процесс создания фактур, выполненных в технике ткачества или на ее основе. Для анализа были отобраны наиболее разнофактурные образцы, представленные в монохромном виде и изготовленные на основе простейшего ткацкого переплетения — полотняного. Почему? Таким образом предполагается показать, какое разнообразие фактур можно создать в заданных рамках.
1. Данный образец выполнен в технике ткачества, основной декоративный эффект достигается путем ткачества пучками пряжи для валяния с образованием петель утка на лицевой стороне. От массы петель зависит интенсивность фактуры. | |
2. Образец выполнен в технике ткачества. Использовались гладкие нити из растительных\синтетических волокон. Сначала был соткан образец полотняным переплетением с рыхлым прибоем утка. После этого полотно деформируется путем перетягивания по диагонали в нескольких местах. | |
3. Такая фактура может быть выполнена двумя способами: 1) ткачество разными материалами в ковровой технике, при этом не все петли разрезаются; 2) на тканом полотне делается объемная аппликация пряжей и жгутами.
| |
4. Неравномерно тканое полотно с вытянутыми нитями, пропусками, образованными стяжкой утка и деформациями, а также стежкой поверх готового образца.
| |
5. Ткачество на раме с намеренными пропусками утка, образованием свисающих петель утка. Также использован прием ворсового ковроткачества. | |
6. Полотно выполнено в технике ткачества. Сначала было изготовлено полотно, затем нити утка в определенном ритме были стянуты в пучки. В таком случае необходимо использовать гладкую и тонкую пряжу, желательно растительного состава. | |
7. Ткачество на раме полотняным переплетением широкими лоскутами разной по составу и плотности ткани (основа и уток).
| |
8. Имитация шкуры животного ткачеством с применением флиса овцы в утке, при котором оба конца пучка выводятся на лицевую поверхность образца. | |
9. Сильно скрученный жгут складывается пополам и держится только за концы, сведенные вместе – сплетается в новый, более толстый жгут. Использованы элементы, полученные таким образом. | |
10. Заготовка выполнена в технике полотняного ткачества. После этого нити утка были сдвинуты по основе и перевязаны в пучки.
| |
11. Сотканное в технике полотняного ткачества полотно деформировано путем растягивания нитей основы и утка с образованием дыр. | |
12. Из уточных нитей образованы петли на лицевой стороне ткачества. Для этого уток, прокинутый в зев, набирают на планку в местах его наложения на нити основы в произвольном порядке, либо уточную нить вытягивают на поверхность пальцами. | |
13. При выполнении данного образца нити утка не прокидываются в зев, а оплетаются косой в технике, напоминающей тамбурный стежок.
| |
14. Фактура, выполненная в технике ворсового ткачества.
| |
15. Фактура с «шишками» может быть выполнена разными способами: с использованием утка с утолщением в виде узлов, образованием уточных петель из шерсти для валяния, дополнительным декором. | |
16. В данном образце через определенные промежутки в зев были проложены толстые пучки пряжи, благодаря чему образуется фактура с толстыми выпуклыми жгутами.
| |
17. Рыхлое ткачество полотняным переплетением. При применении разнофактурной пряжи декоративность такого полотна увеличивается. | |
18. Ткачество с «ляпочками» — отрезками лоскута, оба конца которых выводятся на лицевую сторону. Получается «ворсовая» фактура из лоскута. | |
19. Ткачество с применением нескольких приемов: образованием петель из шерсти для валяния, косой, узлами. |
Порядок чтения цикла статей:
1. Таинственный зверь художественный текстиль
2. Фактура в дизайне текстильных изделий ДПИ
3. Художественное ткачество. Фактурно-выразительные возможности
4. Войлоковаляние. Фактурно-выразительные возможности
5. Вязание и плетение. Фактурно-выразительные возможности
7. Вышивание. Фактурно-выразительные возможности
8. Батик. Фактурно-выразительные возможности
9. Стежка и манипуляции с тканью. Фактурно-выразительные возможности
10. Технологический анализ фактур современного ткачества
11. Средства усиления выразительности художественной фактуры
Также вам может быть интересно:
1. Что такое бердо и что с ним делать?
2. Выбор пряжи для ткачества на берде
© Nymphodisiac (В. А. Иванец), 2016
Статья написана по материалу:
Иванец, В. А. Исследование выразительных возможностей фактуры в художественном текстиле. / В. А. Иванец. – СПб: ФГБОУВПО «СПГУТД», 2015.
Использование материалов без письменного разрешения автора запрещено.
- Дмитриева, Н. Карнавал вещей. // Современное западное искусство. XX век. Проблемы и тенденции. — М., 1982. — С. 249.
Теги: исследование, образование, текстиль, ткачество, фактура