Фактура в дизайне текстильных изделий ДПИ
Фактура поверхности текстильного изделия оказывает существенное эстетическое воздействие на человека и занимает важное место среди средств художественной выразительности наряду с цветом, композиционным решением и используемыми материалами. Удачно подобранная фактура придает изделию ДПИ бóльшую выразительность, эстетичность, а в некоторых случаях повышает эксплуатационные характеристики объекта.
Существует ряд исследований, посвященных фактуре тканей, изготавливаемых в массовом производстве, либо фактуре как вспомогательному средству в оформлении изделий из твердых материалов.
Но в этих работах не рассматриваются вопросы, связанные с художественной выразительностью фактур авторского ручного ткачества, войлоковаляния, вышивки и других текстильных технологий и техник декорирования.
Современные материалы и доступность информации предоставляют художнику широкие возможности при решении широкого спектра задач. В том числе и при работе с фактурой изделия. Работа художника ДПИ заключается в поиске гармоничных свойств будущего изделия: формы, цвета, фактуры, эргономичности – всего, что послужит высокой эстетичности объекта. П. А. Останина в своей работе, посвященной фактурам, пишет: «Между тем, фактурная отделка открывает широкие возможности обогащения композиции изделия, повышения ее выразительности. В связи с этим, фактурный декор широко распространен в различных объектах дизайна и популярен у дизайнеров и потребителей» [1].
Что такое фактура?
Особый интерес представляет термин фактура, который часто применительно к определению свойств какой-либо поверхности используется в русском языке синонимично текстуре. В словаре Вебстера даются следующие определения:
— фактура (facture) – характер поверхности художественного произведения, её обработки или «the manner in which something (as a painting) is made» (merriam-webster.com/dictionary/facture);
— текстура (texture) – то, каков объект на ощупь или «the way that something feels when you touch it» (merriam-webster.com/dictionary/texture).
То есть в англоязычном мире термин фактура используют, когда речь идет о манере письма художника, а текстурой называют характер поверхности, который можно ощутить путем прикосновения (сюда входит и структура – т.е.тканая, вязаная, плетеная, кованая; и художественная обработка – вышивка, гравировка, тиснение и др.).
Несмотря на то, что оба слова заимствованы в русский язык из других, в процессе этого заимствования они поменяли смысл. Например, БСЭ определяет фактуру как характер поверхности художественного произведения, её обработки (что есть текстура в английском), а текстуру как преимущественную ориентацию составляющих элементов (зерен в металле, волокон в текстиле и типа переплетения, волокон в древесине).
Таким образом, раз рассмотрение вопроса происходит в среде русского языка, далее для определения свойств поверхности художественного объекта во избежание путаницы будет употребляться термин фактура.
Роль фактуры в дизайне изделий ДПИ
В дизайне текстильных объектов важную роль играет фактура – средство художественной выразительности, которое характеризует особенности строения и отделки поверхности изделия, а также своеобразие художественной техники.
Характер поверхности играет важную роль в создании образа изделия. Фактурой можно подчеркнуть пластику формы или ее членения, усилить эмоциональную выразительность объекта, выявить главное в композиции или акцентировать внимание на определенных участках поверхности изделия, усилить естественную выразительность используемого материала.
Также фактура может усилить эмоциональную выразительность изделия, ведь разные поверхности вызывают различные ассоциации, в соответствии с которыми о поверхности говорят как о грубой или изящной, приятной или неприятной, беспокойной или спокойной, колючей, ворсистой, отталкивающей, притягательной и т.д.
Таким образом, впечатление от фактур связывается с характером объекта. Например, грубая поверхность усилит агрессивность и жесткость образа, и наоборот. Это эмоциональное воздействие применяется в дизайне интерьера, архитектуре и ДПИ
Существует связь цвета и фактуры, их взаимное влияние друг на друга. П.А. Останина рассматривает вопрос связи цвета и фактуры в статье «Фактура в дизайне изделий»: «Известна зависимость психоэмоциональной выразительности цвета от фактуры цветной поверхности: блестящие фактуры усиливают ощущение чистоты, стерильности, низкой температуры от цветов холодной гаммы и ощущение праздничности, торжественности от цветов теплой гаммы, а матовые фактуры – напротив, снижают ощущение низкой температуры от цветов холодной гаммы, усиливают ощущение уюта, тепла от цветов теплой гаммы. Неся в себе эмоциональную нагрузку, фактура предстает в качестве одного из основных средств выразительности объекта» [1].
В зависимости от размера и плотности расположения минимальных искажений поверхности визуально фактура воспринимается по-разному. Если элементы, составляющие фактуру, малы, то поверхность визуально воспринимается как гладкая, и наоборот.
Эти особенности можно учитывать с разными целями: например, шероховатые фактуры смягчают интенсивность яркого цвета, приглушают его. Иначе говоря, если сравнивать две фактуры одного цвета, гладкую и рельефную, более яркой будет восприниматься первая.
Если обратиться к истории художественного текстиля, в качестве примера изучения фактуры как важной характеристики поверхности изделия можно привести Баухауз, высшую школу строительства и художественного конструирования, где упражнениям с фактурами придавалось немаловажное значение: «Будущие художники по текстилю находили в разных сортах пряжи, способах переплетения и технологии обработки тканей широкое поле для экспериментирования. Работа с текстурами учила студентов передавать видимое окружение через его текстурные характеристики, которые они научились ощущать благодаря нашим упражнениям. Похожие друг на друга предметы начинали приобретать свой индивидуальный текстурный характер» [2, С. 36].
Внутреннее строение текстильного изделия непосредственно отображается на его поверхности: по фактуре можно определить, вязаное изделие или тканое, валяное или создано на основе стежка. Структура и фактура тесно взаимосвязаны, и при разработке новой поверхности необходимо учитывать влияние строения (тканая структура, вязаная, валяная, лоскутная и т.д.) на формирование поверхности и на зрительное восприятие, и наоборот.
Характер переплетения нитей и свойства используемых волокон, качество включаемых в структуру материалов, примененные техники декора напрямую влияют на фактуру, следовательно, она неразрывно связана с материалом.
Помимо декоративности, фактура может быть полезной, повышая эксплуатационные характеристики. Например, участки с неровностями на твердых предметах удобнее для захвата, объемные текстильные фактуры настенных панно улучшают шумоизоляцию и т.д.
Является ли фактура только декоративной или также утилитарной, в любом случае она участвует в формировании образа изделия совместно с цветом, формой, орнаментом или изображением на изделии.
Порядок чтения цикла статей:
1. Таинственный зверь художественный текстиль
2. Фактура в дизайне текстильных изделий ДПИ
3. Художественное ткачество. Фактурно-выразительные возможности
4. Войлоковаляние. Фактурно-выразительные возможности
5. Вязание и плетение. Фактурно-выразительные возможности
7. Вышивание. Фактурно-выразительные возможности
8. Батик. Фактурно-выразительные возможности
9. Стежка и манипуляции с тканью. Фактурно-выразительные возможности
10. Технологический анализ фактур современного ткачества
11. Средства усиления выразительности художественной фактуры
Также вам может быть интересно:
1. Что такое бердо и что с ним делать?
2. Выбор пряжи для ткачества на берде
© Nymphodisiac (В. А. Иванец), 2016
Статья написана по материалу:
Иванец, В. А. Исследование выразительных возможностей фактуры в художественном текстиле. / В. А. Иванец. – СПб: ФГБОУВПО «СПГУТД», 2015.
Использование материалов без письменного разрешения автора запрещено.
- Останина, П. А. Фактура в дизайне изделий // Дизайн и технологиихудожественной обработки материалов : материалы XV Всерос. науч.-практ. конф. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2013. – 460 с.
- Иттен, И. Искусство формы. / И. Иттен. — М.: Изд. Д. Аронов, 2004. — 136 с.
Теги: исследование, образование, текстиль