Средства усиления выразительности художественной фактуры

фактура текстиля автор rosiepink

В предыдущих статьях мы разобрали, каковы фактурные возможности различных техник создания и декорирования текстиля. Теперь предлагаю обобщить выводы и подвести итоги, какие же проектные подходы могут помочь вам усилить выразительность фактуры в вашем текстильном изделии.

Роль материала в художественной фактуре

Благодаря анализу в предыдущих публикациях, мы уже можем выделить ряд проектных подходов, направленных на усиление выразительности художественной фактуры:

1) чередование видов декорирования: например, вышивка гладью соседствует с крупнофактурной, плотное ткачество тонкими нитями дополнить рыхлоткаными элементами из антагоничных материалов;

2) чередование  масс  сырьевого состава: будет  определенный материал занимать большое пространство или малый участок – от этого будет зависеть вид изделия в целом;

3) применение принципиально разных материалов: контраст материала, как и контраст цвета, — очень эффектный прием, особенно, если нужны резкие акценты;

4) учет взаимодействия дополнительного декора с основной – в данном случае это может быть подбор контрастирующих с основой материалов и способов декорирования, равно как и выполнение декора, основанного на нюансных отношениях цвета, материала и фактуры;

5) применение нетрадиционных материалов или масштабов к традиционной технике декора – по сути, это один из основополагающих принципов революции 70-х в декоративном искусстве;

6) контраст рельефов и ритма фактуры может быть как в положительном, так и в отрицательном значении, когда характер поверхности строится на мягких отношениях, что не исключает выразительности (пункт 4).

Наиболее эффективным средством усиления выразительности художественной фактуры является материал. Он играет важнейшую роль в создании фактуры, равно как и техника исполнения. Например, при ткачестве образца полотняным переплетением с применением в качестве утка таких материалов как шерстяная пряжа, лыко, лоскут, флис, кудель, тесьма  и т.д. – получается сильно отличающиеся друг от друга по визуальному и тактильному восприятию фактуры, примеры чего представлены ниже.

художественный текстиль

Пример разнообразия фактур, созданных в технике ткачества полотняным переплетением
из разных материалов


Как вы могли заметить, для современного дизайна характерно применение разнородных материалов и технологий для воплощения творческой идеи. Наблюдается тенденция неординарного отношения к материалам, необычного их использования. Это распространилось и на текстильные материалы и изделия.

Современный художественный текстиль часто предполагает эксперименты с материалами: он включает в себя растительные материалы, проволоку, краску, бумагу, воск, даже глину и много другое. Сочетание разнообразных материалов придает контраст форм и текстур, визуальную тяжесть или легкость. Эти материалы иногда символичны, а иногда и конструктивно необходимы.

Использование традиционных материалов и технологий в сочетании с новейшими продуктами промышленности, такими как синтетические и искусственные материалы, или совмещение несовместимых в традиции техник позволяет создавать объекты, несущие «в своей «генетике» многоуровневую культурную информацию» [1].

Существует большая вариативность сочетания натуральных материалов с синтетическими и искусственными (например, мононить и лен), первичных с вторичными (нить в сочетании с тканым лоскутом),  традиционных для ткачества и нет (лен и бумага, шерсть и лыко, пряжа и проволока др.).

Текстильные материалы нарочито грубой выделки, ассоциирующиеся с архаикой, художники неожиданно сочетают с новыми синтетическими и искусственными материалами, что порождает выразительные фактуры [1]. Исаева Т. И., исследовавшая архаичные и традиционные технологии в текстиле, в своих работах выявила, что «создание авторских текстильных материалов продолжает и развивает актуальную тенденцию дизайна, устанавливающую диалог современности с архаикой и этникой» [1, с. 98].

Этот подход являет собой возможность воплощать самые разнообразные идеи и останется востребованным в современном искусстве и промышленности еще не одно десятилетие.

Прием контраста фактуры и контраста материалов часто создает основной декоративный эффект, при этом с текстилем сочетают разнообразные природные материалы, от цветов и коры деревьев и до камня и металла. Тонкий шелк в сочетании с конским волосом, джут – с камнем, лен – с древесной корой, мононить – с ветками и цветами – все это на деле оказывается очень гармоничными сочетаниями.

Для усиления выразительности фактуры часто используется чередование разного сырьевого состава, материалов различной толщины, многочисленные варианты переплетения. Большую роль в конечном результате могут играть виды механической или химической отделки: лощение, тиснение, нанесение пленочных покрытий для придания устойчивости структурам разреженных тканей, фулеровка, ворсование и др.

Естественно, самая важная технологическая составляющая текстиля — нить. В текстиле (за исключением нетканого, тут роль нити своеобразно выполняет волокно шерсти) нить – основа всему, какие бы материалы не использовались. Ткани всех видов, были ли они сотканы, связаны или сплетены, состоят из них, и, конечно, нить используется для шитья по ним, как для практического сшивания, так и для украшения.

Линейное качество протяженности нити представляет множество вариантов ее использования. Прекратив думать о ней исключительно как о материале для сшивания и традиционной вышивки, можно развить идею нити как более сложной и декоративной протяженной структуре, раскованной гибкостью, размером и практичностью, с очень вдохновляющими возможностями использования и комбинирования текстиля с ее помощью с самыми разнообразными материалами в самых разнообразных техниках.

Текстиль и эксперимент   

Параллельно с развитием понимания предмета и цели, для художника важно открытие разума образным экспериментам. Готовность опробовать идеи, пойти на риск с материалами, даже драгоценными, не бояться ошибиться – большое преимущество в развитии своего проекта.

Иногда подготовленные для изделия материалы «работают» в изделии не так, как предполагалось, тогда нужно пробовать новые. Эти «провалы» являются неотъемлемой частью рабочего процесса, они запечатлевают персональный рост и понимание предмета, использовавшихся  материалов и методов.

Художник по текстилю Джин Дрэйпер, исследующая вопросы эксперимента в текстиле и влияние структуры текстильного объекта на его образ, пишет об экспериментах и риске в творчестве художника: «Этот процесс открытия может быть медленным, и нужно дать себе время и насладиться. По моему опыту, «безопасная игра» и «нахождение в зоне комфорта» может привести к приемлемой работе, но по-настоящему интересные вещи получаются, когда рискуешь временем, силами и материалами» [2, С. 24].

Риск в искусстве заключается в экспериментах, которые, в свою очередь, ведут к развитию навыков, открытию новых технических приемов и созданию качественно новых поверхностей, что касается работы с фактурой. Создание образцов (эскизов в материале) позволяет показать, какими способами объект может быть выражен и воплощен.

Чем глубже погружение в мир художественного текстиля, тем больше восхищение мастерами – как их видением мира, так и навыками.

Как уже писалось ранее, современные художники по текстилю, которые работают не в рамках традиции, а в декоративно-концептуальном направлении, делятся на группы. Одни делают то, что считают красивым, другие эпатируют любыми доступными средствами за неимением стоящих идей.

Суть работы третьих заключается в творческом поиске, в творческой любознательности: они делают то, что делают, чтобы ответить для себя на какие-то вопросы, возможно, даже те, что не могут сформулировать. Процесс творчества у таких людей зачастую не укладывается в принятые рамки. Если готовый гобелен нужно покрасить валиком или поджечь ему

Порядок чтения цикла статей:
1. Таинственный зверь художественный текстиль
2. Фактура в дизайне текстильных изделий ДПИ
3. Художественное ткачество. Фактурно-выразительные возможности
4. Войлоковаляние. Фактурно-выразительные возможности
5. Вязание и плетение. Фактурно-выразительные возможности
7. Вышивание. Фактурно-выразительные возможности
8. Батик. Фактурно-выразительные возможности
9. Стежка и манипуляции с тканью. Фактурно-выразительные возможности 
10. Технологический анализ фактур современного ткачества
11. Средства усиления выразительности художественной фактуры

Также вам может быть интересно:
1. Что такое бердо и что с ним делать?
2. Выбор пряжи для ткачества на берде 

© Nymphodisiac (В. А. Иванец), 2016
Статья написана по материалу:
Иванец, В. А. Исследование выразительных возможностей фактуры в художественном текстиле. / В. А. Иванец. – СПб: ФГБОУВПО «СПГУТД», 2015.
Использование материалов без письменного разрешения автора запрещено.

  1. Исаева, Т.И. Архаичные и традиционные технологии в современном дизайне текстиля. / Т.И. Исаева. – СПб: ФГБОУВПО «СПГУТД», 2012. – 117 с.
  2. Draper, Stitch and Structure. Design and Technique in two- and three-dimensional textiles. / Jean Draper. – London: Batsford, 2013. – 128 р.

Теги: , , ,