Стежка и манипуляции с тканью. Фактурно-выразительные возможности

[

Стежок как способ формирования структуры и фактуры помимо вышивки используется  в техниках стежки, stitched textiles и fabric manipulating. 

Основные техники, применяемые в современном художественном текстиле,
и выразительные возможности их фактур (продолжение) 

Стежка и манипуляции с тканью

Наиболее распространенная техника стежки называется квилтинг — это простегивание вручную или на швейной машине двух слоев ткани с проложенным между ними третьим, обычно синтепоном. Таким образом формируется рельефная поверхность, где самые низкие части – те, где пролегает швейная строчка. Может выполняться как на однотонной ткани или ткани с рисунком, так и на пэчворке.

Существует внешне схожая с квилтингом техника трапунто – флорентийская стежка, которую называют набивной вышивкой [1, С. 4]. Выполняется она иначе, на двух полотнах без каких-либо прокладок: сначала простегиваются контуры рисунка, после чего его элементы набиваются шерстяными нитками. С появлением синтепона и подобных материалов техника трапунто уступила место квилтингу, так как с его помощью можно получить тот же эффект, но при меньших затратах сил и времени.

квилтинг
Квилтинг:
а) по пэчворку [2]; б) по однотонной ткани [1]

Еще один распространенный вид стежки имеет японское происхождение и называется боро, что буквально означает «обрывки, тряпки». Корнями изделия боро уходят в средневековье, когда японские бедняки латали свои синие одежды (так как индиго был самым доступным краситем) лоскутами, простегивая их хлопковыми или пеньковыми нитками для укрепления полотна [3]. В последние десятилетия техника обрела новую жизнь, как в одежде, так и в домашнем текстиле, при чем не только в виде рукоделия, но и в массовом производстве текстильных изделий.

боро
Боро: а), б) – фактура поверхности изделий боро; в) — пример вещей, выполненных в технике боро [4]

Это очень вдохновляющая своей изящной простотой и ограниченным количеством применяемых материалов и средств техника являет собой свежее веяние в текстильном мире. Современные вариации ее в сдержанной гамме из натуральных тканей выглядят не привычно с их нарочитой «поношенностью», но интересны и цветовыми сочетаниями, и фактурой.

Традиционное лоскутное шитье, которое в англоязычном мире носит название пэчворк (англ. «patchwork» — изделие из лоскутов, «patch» — заплатка), в своем первозданном виде представляет декоративные геометрические композиции. Но и эту технику не обошли инновационные изменения, о чем пишет художник по текстилю, член Союза художников России Хабибуллина Софья: «Выполняя  текстильные  панно  в  этой  технике,  авторы  используют  сложные  по  фактуре  и  структуре ткани, применяют приемы комбинирования с компьютерной печатью. Широко применяются  накладные  элементы,  в  структуру поверхности вводятся объемные детали. Помимо  традиционно  геометрической  композиции,  авторы  стали  применять  в  пэчворке свободные  живописные  структуры  композиционного  решения  панно.  Живописная структура поверхности отличается не только композиционным решением, но и появлением «живописных» фактур – сочетания высокого и низкого рельефа, техники мазка (свободная форма соединительных линий), ручной и машинной фактуры простегивания, применения изобразительных  мотивов,  выполненных  в различных других техниках» [5, С. 168].

Помимо традиционного лоскутного шитья существует техника крэйзи квилт (англ. crazy quilt – «сумасшедшее одеяло»), которая основана на пэчворке (зачастую свободного кроя) с добавлением  вышивки и стежки. Вышивку применяют все активнее, но тем не менее, это пэчворк в своей основе.

Этот вид лоскутного шитья появился в конце 19 века в Америке после Столетней выставки в Филадельфии, где американки увидели японские вышивки, керамику, ткани, и попытались перенести увиденное в популярный в то время пэчворк [6, P. 23].

В отличие от традиционного пэчворка, в этих изделиях не соблюдалась строгая организация лоскутов в полотне, они нашивались любыми способами, в любом месте, покрывались вышивкой бисером или декоративными швами, с применением пуговиц, кружева, даже фотографий  и колокольчиков.

крэйзи квилт

Примеры фактуры крэйзи квилта [7]

Точного аналога английскому термину stitched textiles — «шитый, стеганый текстиль» в русском языке нет. По основному приему можно причислить эту технику к разновидности стежки.

Наиболее выдающимся художником, работающим в этой технике, является Джин Дрэйпер, автор единственной в своем роде книги о технике stitched textiles [8].

Смело экспериментируя с тканью, пряжей, корой деревьев, краской и глиной (которые она наносит прямо на готовые изделия) и другими материалами, эта художница создает невообразимые по своей сложности и красоте структуры, при чем они формируются посредством стежка.

stitched-textiles

Примеры работ Джин Дрэйпер в технике stitched textiles [8]

Создать новую фактуру на ткани можно не только путем вышивки и аппликаций, но и преобразовав полотно-основу, и подобные действия носят название искусство манипуляции\управления тканью (англ. «the art of manipulating fabric»). Суть этой техники обработки полотна заключается в том, что на ткани в определенном порядке – своем для каждой фактуры – выполняется ряд стежков, которые необходимым образом сборят и деформируют полотно, благодаря чему получается рельефная поверхность [9, P. 4].

манипуляции с тканью

а) примеры фактур, которые образуются при сборивании различными способами [10]; б) пример сочетания ручного ткачества и сборивания [11]

© Nymphodisiac (В. А. Иванец), 2016
Статья написана по материалу:
Иванец, В. А. Исследование выразительных возможностей фактуры в художественном текстиле. / В. А. Иванец. – СПб: ФГБОУВПО «СПГУТД», 2015.
Использование материалов без письменного разрешения автора запрещено.

Галерея фактур, выполненных в технике манипуляции тканью

Галерея фактур, выполненных в техниках, основанных на стёжке

Порядок чтения цикла статей:
1. Таинственный зверь художественный текстиль
2. Фактура в дизайне текстильных изделий ДПИ
3. Художественное ткачество. Фактурно-выразительные возможности
4. Войлоковаляние. Фактурно-выразительные возможности
5. Вязание и плетение. Фактурно-выразительные возможности
7. Вышивание. Фактурно-выразительные возможности
8. Батик. Фактурно-выразительные возможности
9. Стежка и манипуляции с тканью. Фактурно-выразительные возможности 
10. Технологический анализ фактур современного ткачества
11. Средства усиления выразительности художественной фактуры

Также вам может быть интересно:
1. Что такое бердо и что с ним делать?
2. Выбор пряжи для ткачества на берде 

  1. Пеппи, Р. Объемная вышивка: техника трапунто. / Р. Пэппи. – М.: Арт-родник, 2010. – 64 с.
  2. Наталья Шлыкова. Наволочка в техниках квилтинг и пэчворк  
  3. Boro: Japanese Folk Fabric 
  4. Рinterest. Boro
  5. Хабибуллина, С.К. Анализ современных тенденций развития авторского текстильного панно // Вестник Челябинского государственного университета. – Челябинск: ГОУ ВПО ЧГУ, 2009. — № 39. – С. 165-169.
  6. Brick, C. Crazy Quilts: History – Techniques. / C. Brick. – Minneapolis: Embroidery Motifs. — Voyageur Press , 2011. – 160 p.
  7. Susan Elliott. Stitching fingers 
  8. Draper, Stitch and Structure. Design and Technique in two- and three-dimensional textiles. / Jean Draper. – London: Batsford, 2013. – 128 р.
  9. Wolff, C. The Art of Manipulating Fabric. / C. Wolff. – Radnor: Chilton Book Company, 1998. – 320 p.
  10. Fashion Institute of the Phillipines
  11. Susie Taylor. Weaving back to future 

Теги: , , , ,