Таинственный зверь художественный текстиль
А теперь вас ждет цикл ну очень серьезных статей на основе моего магистрского исследования выразительных возможностей фактур художественного текстиля. Собрать, проанализировать и вразумительно подать материал было довольно тяжело, так что очень надеюсь, что вам будет интересно…)
Современный авторский художественный текстиль
Так как несколько лет я специализировалась на ручном ткачестве, во всем магистрском исследовании ему уделялось больше внимания, чем другим текстильным направлениям.
Для современных художественных объектов, выполненных в технике ткачества, в мировой практике применяется термин таписерия.
Как отмечает в своем исследовании «Авторская таписерия в контексте мирового художественного процесса: 1960-1990-гг.» исследователь Уваров В. Д., это вызвано тем, что в 20 веке авторское ткачество обогатилось новыми разновидностями, среди которых объемно-пространственная, экспериментальная и миниатюрная [1].
Термин «таписерия» шире понятия «гобелен» и «шпалера», и в русском языке наиболее точно ему соответствует термин ковроделие. Однако термин таписерия используется не только для тканых объектов, они также могут быть выполнены в технике вязания, ткачества, кружевоплетения, плетения макраме, аппликации[1]. То есть понятие таписерия охватывает широкий спектр явлений художественного декоративного текстиля.
Но таписерия не синонимична понятию искусство текстиля (fiber arts), так как последнее включает в себя проектирование костюма, художественную роспись ткани, проектирование изделий промышленного производства – и являет собой еще более широкое понятие, нежели таписерия [1].
В современном искусстве текстиля проблематично выделить доминирующие тенденции: одновременно сосуществуют и изготовление традиционного текстиля, и концептуальное, экспериментальное течение. Они не соперничают, а взаимодействуют, взаимопроникают. Например, традиционная вышивка может быть выполнена современными синтетическими материалами, или даже на металле, как это делает латвийская художница Северия Инсираускайте-Криауневисиене [2].
С середины 20 века и по наши дни декоративно-прикладное искусство переживает небывалую свободу и своеобразный расцвет.
Многообразие материалов, технических возможностей и информационное насыщение благодаря всемирной сети Интернет позволяют художникам быстро расти в профессиональном плане, развивать гибкое воображение и не шаблонное мышление.
Также это позволяет находить новые источники вдохновения в работах мастеров с другого конца планеты и делиться опытом друг с другом, вести быстрый поиск подходящих средств передачи художественного образа.
Пример поиска образа, фактуры и материала для будущего изделия, Nymphodisiac (В. А. Иванец)
Существует множество необычных мастеров искусства текстиля. Говорить о них можно бесконечно, но приведу несколько наиболее мне интересных примеров.
Художница и исследователь текстиля Д. Дрейпер является знаковой фигурой в направлении stitched textiles. Стежком она формирует рельефные и трехмерные композиции из разнообразных материалов: прута, пряжи, лыка, кожи, лоскута и так далее. Стежок в ее творчестве является и формирующим и фиксирующим структуру и декоративным элементом [3]. В качестве дополнительных приемов Д. Дрэйпер использует крашение объекта, что выявляет и подчеркивает рельеф и красоту созданной ей фактуры объекта.
Примеры работ Джин Дрэйпер в технике stitched textiles [3]
Студия RosiePink (мать и дочь Лин и Энни) создает потрясающие рельефные панно в технике валяния с отделкой машинной строчкой. Сначала создается войлочная заготовка, свалянную не слишком плотно. Затем прокладываются многочисленные машинные строчки и ручные стежки, при этом строчка сминает слои войлока, образуя рельеф. Участки без строчки становятся самой высокой точкой в рельефе.
RosiePink [4]
Фактуры художественного ткачества активно разрабатываются мастером по ткачеству на раме М. Муди. Наиболее выразительными и рельефными в ее творчестве являются фактуры ворсового ткачества и ткачества шерстью для валяния. Эти приемы просты в исполнении и очень выразительны, особенно, если выполняются в гипертрофированных масштабах.
Три образца, в которых в утке использовалась шерсть для валяния. Maryanne Moodie [5]
Перечисление художников по текстилю, делающих ставку в своих произведениях на художественные характеристики поверхности, можно продолжать и продолжать, но главным здесь является то, что фактура становится все более активно используемым декоративным средством, художники-текстильщики уделяют ей все больше внимания.
Предлагается рассмотреть подробнее, что такое фактура, какова ее роль в художественном текстиле, и какими средствами можно достичь ее выразительности.
Основные техники, применяемые в современном художественном текстиле, и их выразительные возможности
Используемые в современном рукотворном текстиле техники в большинстве своем традиционны, но достичь нового вида поверхности удается изменением обычного масштаба, соотношения материалов по объему и составу – экспериментируя с материалами, нарушая традиционные указания.
В авторском художественном текстиле активно применяются старинные техники декорирования ткани, либо в традиционном виде, либо трансформированные с учетом современных материалов, тенденций и технологий.
Интересно, что в современном текстиле очень популярна нарочитая художественная небрежность и утрирование следов ручной работы: неровно обработанные края, неравномерно спряденные нити с утолщениями, рыхлый прибой утка в ткачестве, торчащие из вышивки нити и т.д.. Эти тенденции отражают стремление создать аутентичную фактуру и структуру полотна.
Современный художественный текстиль крайне многогранен и использует все доступные ему средства и приемы, поэтому нельзя сказать, что одни текстильные технологии он использует, а другие нет. Целью этой серии статей является краткое ознакомление с тем, как можно трансформировать и сочетать между собой традиционные техники.
Так как материал по теме ограничен, и художественная выразительность разнообразия получаемых при применении различных текстильных технологий и техник фактур не была предметом рассмотрения в доступных отечественных и иностранных источниках, был произведен анализ получаемых с их помощью поверхностей с точки зрения фактурных характеристик.
В последующий постах вас ждет анализ художественных фактур, создаваемых в техниках ткачества, войлоковаляния, вязания и плетения, вышивания, стежки и манипуляции тканью, батика.
Порядок чтения цикла статей:
1. Таинственный зверь художественный текстиль
2. Фактура в дизайне текстильных изделий ДПИ
3. Художественное ткачество. Фактурно-выразительные возможности
4. Войлоковаляние. Фактурно-выразительные возможности
5. Вязание и плетение. Фактурно-выразительные возможности
7. Вышивание. Фактурно-выразительные возможности
8. Батик. Фактурно-выразительные возможности
9. Стежка и манипуляции с тканью. Фактурно-выразительные возможности
10. Технологический анализ фактур современного ткачества
11. Средства усиления выразительности художественной фактуры
Также вам может быть интересно:
1. Что такое бердо и что с ним делать?
2. Выбор пряжи для ткачества на берде
© Nymphodisiac (В. А. Иванец), 2016
Статья написана по материалу:
Иванец, В. А. Исследование выразительных возможностей фактуры в художественном текстиле. / В. А. Иванец. – СПб: ФГБОУВПО «СПГУТД», 2015.
Использование материалов без письменного разрешения автора запрещено.
- Уваров,В. Д. Авторская таписерия в контексте мирового художественного процесса: 1960-1990-гг.: дис. . д-ра искусствоведения: 17.00.04 / В. Д. Уваров. М., 2000. — 414 с.
- Art of Severija Inčirauskaitė-Kriaunevičienė
- Draper, Stitch and Structure. Design and Technique in two- and three-dimensional textiles. / Jean Draper. – London: Batsford, 2013. – 128 р.
- RosiePink
- Maryanne Moodie
Теги: исследование, образование, текстиль, фактура