Войлоковаляние. Фактурно-выразительные возможности

войлоковаляние

Войлок (тюркск. ojlyk  – покров, покрывало) – вид непряденого и нетканого текстиля из натуральной шерсти. 
Традиционно изделия из войлока не отличались необычными формами или сложной поверхностью, это были утилитарные вещи – ковры, обувь, шапки, чепраки, жилища, верхняя одежда и другое. 
Сегодня эта техника усовершенствована и упрощена вспомогательным техническим оснащением, а высокое качество разнообразных видов шерсти и обширная палитра ее цветов расширили возможности мастеров войлоковаляния. Фактура поверхности войлочного изделия зависит от применяемых техник и материалов.

Основные техники, применяемые в современном художественном текстиле,
и выразительные возможности их фактур (продолжение) 

Войлоковаляние

войлоковаляниеПримеры войлочных изделий. Я. Волкова [1]

Валяние из шерсти может осуществляться двумя способами: сухим и влажным, с использованием мыльного раствора. Сухое иначе называется фильцевание; валяние в этой технике выполняется при помощи специальных игл с зазубринами, которыми уплотняют пучок шерсти и придают нужную форму. Данная техника позволяет достичь высокой детализации в изделии, поэтому часто используется для создания миниатюрных фигурок животных и людей, украшений и декора готового изделия, созданного в технике мокрого валяния.

5vlk8jpgВойлочные изделия, выполненные в технике сухого валяния

Валяние войлока влажными способами представляет гораздо больше возможностей в плане создания фактурно-выразительных поверхностей. При применении самого простого варианта техники, когда пласт шерсти для валяния укладывается между двумя отрезами сетки\пленки\ткани и под воздействием щелочного раствора катается в рулоне, либо мнется и трется руками\специальной щеткой – получается шероховатая поверхность, в целом без существенного рельефа. При этом для толстых волокон используется горячий раствор, а для тонких (менее 21 микрона) — холодная.

Усложненные варианты техники дают иной результат. Например, если в пласт войлока ввалять флис (например, ангорской козы), можно получить фактурную поверхность, при чем если ввалять пряди флиса целиком, получится крупнозернистая поверхность. Если же ввести пряди флиса в полотно не целиком, то можно получить фактуру, напоминающую шкуру животного. При этом выразительность фактуры обратно пропорциональна степени обработки войлока: чем ее больше, тем менее активна фактура, так как пряди шерсти все больше вваливаются в основное полотно.

войлоковаляниеПримеры фактуры, выполненной в технике войловаляния с применением флиса: 1) – флис ввалян в полотно целиком; 2) флис ввалян частично. С. Болюх [2]

Еще одним вариантом является валяние по полотну шелка, при котором на ткань раскладывают пучки шерсти, а затем вваливают их в полотно руками или специальным приспособлением при помощи теплого мыльного раствора. Валяние по шелковой ткани приводит к тому, что шерсть, соединившись с шелком, усаживается в процессе валяния больше, чем шелк, и сборит ткань. Таким образом можно получить фактуру как  с малыми элементами, если распределять материалы равномерно, так и с крупными – тогда некоторые участки в задуманном порядке оставляют свободными от шерсти.

войлоковаляние по шелкуФактуры, полученные при войлоковалянии по шелку [3]

Если войлочный полуфабрикат на шелке — еще пластичное полотно с не до конца свалянной шерстью – присборить и провалять в таком виде, то можно получить так называемые войлочные драпировки, напоминающие кору дерева.

войлоковаляниеПример фактуры «войлочной драпировки». С. Болюх [2] 

Похожий процесс представляет карвинг (англ. сarve – резать, вырезать), когда войлочный полуфабрикат, состоящий из слоев шерсти разного цвета, обычно контрастной, сминают для формирования мятой структуры. После того, как она приобретает устойчивый вид, верхнюю часть выступающих над поверхностью складок срезают так, что открываются нижние контрастные слои.

карвингФактура, получаемая при карвинге по драпированному войлоку [4]

В батике существует традиционная японская техника сибори – узелковое крашение, при котором с помощью перевязи и сжатия ткань окрашивают с получением узоров. В наши дни она преобразована для создания фактурной поверхности шарфов из шелкового шифона:  пенопластовые \ пластиковые шарики оборачивают шифоном и перевязывают, фиксируя шар в ткани, затем осуществляют крашение и обработку горячим паром \ водой, после чего дают изделию высохнуть, и вынимают шарики, получается фактура как на фото ниже.

5vlk5Примеры фактуры, выполненной с применением техники сибори: 1) – крашение шелкового
шифона с фиксацией узелков [5];  
2) аналогичный по технике исполнения образец, но с применением шерсти и валяния [6]

На основе этой техники выполняются изделия с применением техники войлоковаляния, когда по шелковому полуфабрикату (с завязанными шариками) осуществляется процесс валяния. Войлочный слой укрепляет получившиеся шары настолько, что их можно частично срезать, обнажив внутренние стенки шара и срез, в котором видны слой шелка и шерсти. Таким образом, это пример сочетания техник сибори, войлоковаляния и карвинга.

Также сочетают между собой ткачество и валяние. Для этого сначала ткут полотно с  пропусками в основе (закладываются еще при заправке) и утке, для чего в зев прокладывают полоску картона, затем ткут дальше. Затем срезанное полотно проваливают в горячей воде с мылом, после чего получается структура, представленная на фото. На последнем фото для сравнения показаны идентичные тканые фрагменты до (справа) и после валяния (слева).

 

5vlk7jpgПример тканого полотна, обработанного в горячей воде с мылом 

Примеры структур с ярко выраженной фактурной поверхностью, выполненных в технике войлоковаляния

Если у вас есть идеи или уточнения, которые помогут сделать статью более полезной и понятной, пожалуйста, пишите мне nymphodisiac@yandex.ru или в комментариях.

Порядок чтения цикла статей:
1. Таинственный зверь художественный текстиль
2. Фактура в дизайне текстильных изделий ДПИ
3. Художественное ткачество. Фактурно-выразительные возможности
4. Войлоковаляние. Фактурно-выразительные возможности
5. Вязание и плетение. Фактурно-выразительные возможности
7. Вышивание. Фактурно-выразительные возможности
8. Батик. Фактурно-выразительные возможности
9. Стежка и манипуляции с тканью. Фактурно-выразительные возможности 
10. Технологический анализ фактур современного ткачества
11. Средства усиления выразительности художественной фактуры

Также вам может быть интересно:
1. Что такое бердо и что с ним делать?
2. Выбор пряжи для ткачества на берде 

© Nymphodisiac (В. А. Иванец), 2016
Статья написана по материалу:
Иванец, В. А. Исследование выразительных возможностей фактуры в художественном текстиле. / В. А. Иванец. – СПб: ФГБОУВПО «СПГУТД», 2015.
Использование материалов без письменного разрешения автора запрещено.

  1. Яна Волкова. Теплое творчество
  2. Семинар. Арт-войлок из флиса, волокон и натуральной шерсти
  3. Мастер-класс по мокрому валянию: Этапы усадки шелка
  4. Практический семинар Светланы Болюх «Фактурный войлок»
  5. Шелковый шарф «Фиолетовый шаршар»  
  6. Marjolein Dallinga

 

Теги: , , , ,