Батик. Фактурно-выразительные возможности

батик узелковый
Батик это художественная роспись ткани, которая, в принципе, не придает поверхности ткани новой фактуры и используется для нанесения рисунка. Однако, существуют техники батика, при использовании которых поверхность ткани приобретает новые фактурные характеристики, например, японская техника окрашивания ткани сибори, которая упоминалась в статье «Войлоковаляние».

Основные техники, применяемые в современном художественном текстиле,
и выразительные возможности их фактур (продолжение) 

Батик

Некоторые виды узелков после окрашивания и распускания не образуют определенной фактуры, ткань выглядит помятой, но есть два способа узелкового окрашивания, при которых образуется структурированная и очень декоративная фактурная поверхность:

1) узелковое окрашивание при помощи шариков, помещаемых в узелок: пенопластовые\пластиковые шарики оборачивают шелком и перевязывают, фиксируя шар в ткани, затем осуществляют крашение и обработку горячим паром\водой, после чего дают изделию высохнуть и вынимают шарики.
Стоит отметить, что такие фактуры батика существуют в неизменном виде только до стирки, и если есть намерение сохранить их, то изделия следует беречь от влаги и подвергать только сухой чистке;

2) окрашивание шелка-плиссе. Часто таким образом окрашивают ленты для дальнейшего использования в вышивке (особенно такие ленты популярны в создании украшений с вышивкой бисером). 
Для этого предварительно плиссированный шелк наматывают на приготовленную деревянную болванку, круглую в сечении, и наносят на сгибы складок краску, цвет которой подходит к цвету шелка. Когда ткань высыхает, ленту расправляют и используют в вышивке или используют лоскут в качестве шарфа или шейного платка;

Оба приведенных приема окрашивания сибори преимущественнно используют при создании шелковых шарфов и палантинов. Примеры вы можете посмотреть в прикрепленной галерее.

техника сибори

 Примеры фактур, которые можно получить при узелковом окрашивании шелка


Если у вас есть идеи или уточнения, которые помогут сделать статью более полезной и понятной, пожалуйста, пишите мне nymphodisiac@yandex.ru или в комментариях.

Порядок чтения цикла статей:
1. Таинственный зверь художественный текстиль
2. Фактура в дизайне текстильных изделий ДПИ
3. Художественное ткачество. Фактурно-выразительные возможности
4. Войлоковаляние. Фактурно-выразительные возможности
5. Вязание и плетение. Фактурно-выразительные возможности
7. Вышивание. Фактурно-выразительные возможности
8. Батик. Фактурно-выразительные возможности
9. Стежка и манипуляции с тканью. Фактурно-выразительные возможности 
10. Технологический анализ фактур современного ткачества
11. Средства усиления выразительности художественной фактуры

Также вам может быть интересно:
1. Что такое бердо и что с ним делать?
2. Выбор пряжи для ткачества на берде 

© Nymphodisiac (В. А. Иванец), 2016
Статья написана по материалу:
Иванец, В. А. Исследование выразительных возможностей фактуры в художественном текстиле. / В. А. Иванец. – СПб: ФГБОУВПО «СПГУТД», 2015.
Использование материалов без письменного разрешения автора запрещено.

Теги: , , , ,